В 1912 году, красивая, талантливая, и не менее амбициозная, чем Бернар, двадцативосьмилетняя американская актриса Хелен Гарднер, организовавшая вместе со своим мужем Чарльзом Гаскиллом кинокомпанию с гордым названием «HELEN GARDNER PICTURE PLAYERS», и уже почувствовавшая вкус славы после исполнения роль Бекки Шарп в экранизации «Ярмарки тщеславия», решила перенести пьесу Сарду на экран (с собой в главной роли, конечно). Вышедшая на экран в тот момент, когда набирала силу итальянская кинематография, основной продукцией которой были античные эпики (пеплумы) с масштабными декорациями и сотнями (а то и тысячами) статистов, картина дуэта Гарднер-Гаскил была подчеркнуто театральной. Театральной вплоть до того, что, в то время, когда в большинство киноактеров были для зрителя безымянными, в начальных титрах «Клеопатры» были указаны исполнители не только главных ролей, но и ролей второго плана, включая юную мисс Елену [Костелло], сыгравшую крохотную роль ребенка. Более того, в титрах фильма, как в театральной программке, старательно перечислялись и художник декораций, художник по мебели, бутафор, и два художника по костюмам. И тут дело даже не в том, что модели для одеяний Клеопатры Хелен Гарднер сконструировала сама (вступив в соревнование с гением арт-нуво Альфонсом Мухой, создавшим эскизы костюмов для Сары Бернар), а в том, что в театре – так принято. И именно поэтому в титрах нет человека, в это же самое время едва ли не самого главного на съемочной площадке – кинооператора! Ведь в театре кинооператора – нет! Парадоксальным образом именно эта, не скрываемая театральность и позволила фильму пережить свое время. Целый ряд интуитивных догадок и открытий дуэта Гарднер-Гаскилл, использованных в фильме «Клеопатра», оказался востребован спустя десятилетия в таком жанре, как телевизионный спектакль. Например, при показе битвы при Актиуме, там, где итальянец Энрико Гуаццони демонстрировал полномасштабные морские и сухопутные военные действия со многими сотнями статистов и – не совсем убеждал, Гарднер ограничивается несколькими крупными планами главных героев – и убеждает! И хотя формы мисс Гарднер далеки от сегодняшних стандартов кинозвезд (не Рози О’Доннел, конечно, но «есть за что подержаться»), слова кинокритика Луиса Ривза Харрисона, написанные в 1912 году, о «соединении тигриной свирепости и чувственной неги», и о «волшебстве красоты, не позволяющим отвести взгляд от экрана» - отнюдь не кажутся преувеличением.
Подробнее