Б.Бриттен (1913-1976) оставил потомкам огромное творческое наследие за период с 1928 по 1976гг.., в котором наиболее полно выразил идеалы эпохи, воплотил идейные и художественные устремления нескольких поколений английских музыкантов эпохи нового музыкального возрождения. Его композиторский талант проявился очень рано: к 14годам он написал множество, в основном, камерных произведений, которые стали материалом для последующих, более зрелых, работ. Его индивидуальный стиль формируется в вокальной музыке. Он пишет циклы произведений в инструментальной музыке, для инструментов, которые его интересуют. Композитору были неведомы кризисы, опала, периоды молчания. Он постоянно совершенствуется: учится на партитурах И.Брамса, В.А.Моцарта, английских композиторов. Увлекается музыкой И.Стравинского, А.Шёнберга, А.Берга, поэзией Дж.Джойса и Х.Одена. А в его сочинениях 30-х и 40-х годов слышно влияние Г.Малера, Д.Шостаковича, с которым он дружил и посвятил "Блудного сына" а Шостакович ему-14 симфонию... "Глориана" - это большая опера, с хоровыми, балетными и танцевальными сценами (придворные танцы: павана, гальярда, мореска, вольта и куранта), пышными и красочными декорациями, многоплановостью драматургии, в которой слышны стилистические особенности музыки эпохи Елизаветы, мадригал (вид песенной лирики для 2-3 певч. голосов, иногда с участием инструментов с ведущим верхним голосом), жанр маски (возник в елизаветинском драматическом театре, музыкально-танцевальный жанр с диалогами от которого и пошла опера). В опере нет портретных характеристик персонажей, а преобладают состояние и ситуация. В основе сюжета - история взаимоотношения Елизаветы Английской (1533-1603) с её последним фаворитом Робертом Девере, графом Эссекским, описанная Д. Л. Стрейчи (1880-1932) в романе "Елизавета и Эссекс: трагическая история"(1928). Сочинялась по официальному заказу, чтобы стать частью празднеств по случаю коронации Елизаветы II. Премьера прошла в Королевском Оперном театре 8 июня 1953 и провалилась, но только потому, что английская публика не смогла по достоинству оценить глубину произведения, как её музыку так и драматургию. Королева, как говорят, была разочарована оперой, которая представляла Елизавету I испорченную тщеславием и желаниями.
Подробнее