Звездный путь 2: Гнев Хана (1982)
Star Trek II: The Wrath of Khan
Хан Сингх – генетически созданный совершенный человек – давний враг команды звездолета «USS Enterprise». В эпизоде «Космическое семя» (англ. Space Seed) сериала Оригинальные серии в качестве наказания он и его приспешники был оставлены капитаном Кирком на одной из необитаемых планет. Но спустя 15 лет со времени тех событий Хан освобождается из заточения и жаждет мщения. Его главный враг – капитан Керк. И именно Керку и его экипажу необходимо второй раз победить старого врага, а попутно узнать о тайных экспериментах по трансформации планет.
- IMDb:
- Кинопоиск:
- Cinemate: 52) (
- 4 июня 1982
Сюжет.
События, как правильно указано в описании, разворачиваются вокруг генетически модифицированной группы людей, возглавляемых Сингх Ханом. Капитан Кирк вместе со своим экипажем впервые встречается с данной группой в 22 серии 1-го сезона (Space Seed) оригинальных серий (TOS). О том, что случилось в этой серии, герои по ходу сюжета вкратце упоминают, так что суть притязаний гневливого Хана к уже адмиралу Кирку вполне понятны, к первоисточнику за разъяснениями обращаться не обязательно (разве что посмотреть, как Хан в исполнении Рикардо Монтальбана выглядел 15 лет назад, но для этого и google есть). Попутно история жгучей мести разбавляется небольшой мелодрамой, поскольку товарищ Кирк всегда был мужчиной любвеобильным и дамы его всегда любили, только вот своей главной жене – Энтерпрайзу – ни с одной из них он изменить так и не смог не смотря на все последствия этих общений. К тому же, бывшая подружка Кирка оказалась видным учёным, занимающимся секретным проектом, который стал заметной частью сюжетной завязки. Подробности рассказывать не буду, сама за спойлеры убить готова ;D
Актёры.
Самая главная троица – Шетнер, Нимой, Келли – вся в полном составе. Милые почти старички, всё ещё остающиеся верные своему долгу. Адмирал Кирк в исполнении Шетнера – наверное, это образец капитана звездолёта. Умный, красивый, смелый и полный ответственности. Его верный помощник капитан Спок, мудрый наставник и образец трезвого хладнокровия, который возвёл служение логике до совершенства. Честно сказать, я восхищаюсь этим героем. Олицетворение ума и благородства. Кто бы ни играл Спока впоследствии, наверное, этого уже никто не сделает лучше Нимоя. Доктор МакКой – ворчливый добряк и непререкаемый гуманист. Добрый друг своим товарищам, при этом это один из самых смешных персонажей (его фразочки частенько вызывали на лице улыбку). Также костяк экипажа составляют преданные своему командиру Ухура, Сулу, Чехов и конечно же Скотти, без которого Энтерпрайз так и остался бы старой дырявой консервной банкой с двумя смешными гондолами по бокам. Причём, у Чехова в этой серии своя роль, он поступил на службу в другой экипаж с повышением, и именно благодаря ему Хану так быстро удаётся найти Кирка. Что касается самого Хана, то его великолепно исполнил Рикардо Монтальбан, про которого я уже упоминала выше. В 1980-е появилась смешная мода – причёски-авроры, косые куртки, металлисты и панки... Банда Хана выглядит в лучших традициях малость пообтрёпанных глэм-металлистов (этот музыкальный жанр как раз зарождался в то время). Монтальбан сыграл Хана страстно, с глубоким внутренним чувством, переполняющим его изнутри. Его ненависть, его желание отомстить как можно более жестоким образом так и чувствуется через экран. При этом мы помним, что вся эта страстная натура обладает суперинтеллектом, который не так-то просто перехитрить. Разумеется, это удаётся, поскольку основная задача Хана – убить Кирка. А мы знаем, что этот фильм не последний, так что это даже не спойлер. Ещё хочу отметить, что благодаря герою Монтальбана старинная итальянская пословица («Месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным») превратилась в клингонскую.
Как снято.
Когда я смотрю фантастические фильмы, отснятые в 1980-ые, у меня возникает одна мысль: хочу жить в том будущем, которое они нарисовали. Декорации здесь великолепные. Причем, если к красивым космическим видам уже более менее привык, то вот внутренности космических кораблей здесь действительно похожи на космические корабли (не фанерные декорации и не сплошной «неон» а-ля «Трон. Наследие») – элементы обшивки, двери-люки, лифты, конструкции силовых установок, лестницы, мебель... В общем, снимали Большое кино про Будущее и делали это добротно. Форму экипажа разве что опять поменяли, но то, видимо, ещё дань тогдашней моде. Не смотря на то, что по современным меркам спецэффекты довольно примитивны, однако ничто не режет глаз, изображено всё довольно реалистично. К тому же, сюжет столь захватывающ и насыщен событиями, что отвлекаться на детали на самом деле нет времени.
Музыка.
Музыка здесь симфоническая. Заглавная тема, конечно, узнаваема с первых титров. Опенинг достоин звания увертюры, который одним своим масштабным звучанием обещает нам качественную, добротную историю. На самом деле музыка очень подходит к изображению. Просто удивительно, как раньше умудрялись старинными инструментами (заметьте, никакой электроники!) играть футуристичную музыку.
Сравнение с 12-ым фильмом «Стартрек. Возмездие».
Это сравнение напрашивается само собой. У меня такое ощущение, что история Стартрека действительно пошла по спирали. Я бы сказала, что 12ый фильм – это альтернативная версия данного фильма. По всем фронтам, включая сцену в конце у реактора, где Спок, а не Кирк лезет в самое пекло. Причём, на этом сравнении я бы остановилась, учитывая, что оба фильма вполне себе достойны занять почётное место и в общей истории Вселенной Стартрек, и в принципе в мировом кинематографе. Оба фильма претендуют на роль самостоятельных кинематографических произведений, поскольку рассказаны внятным, ясным языком и рассчитаны на самый широкий круг зрителей.
Смотреть или не смотреть?
Если любите космическую фантастику – однозначно смотреть. Здесь есть чёткая, ясная и, самое главное, интересная история. Здесь есть много очень интересных и ярких персонажей, которые в полной мере раскрываются одним этим фильмом. И эта история очень здорово рассказана, мне лично ни разу не пришлось заскучать даже на секунду, действо постоянно притягивает взгляд к экрану. Я бы даже могла назвать этот фильм эталоном, как надо снимать фильмы про космические приключения. К сожалению, мне кажется, что всё самое лучшее в космической фантастике как раз и было отснято в 1980-е. Ни до, ни после уже не было столь полномасштабных картин, которые умудрялись в два часа экранного времени вместить целую огромную вселенную, бесконечный мир, который захватывает тебя и уже больше никогда не оставляет равнодушным. При всей моей любви к 12ому фильму, скажу, что этот фильм на порядок выше – хотя бы одной драматургией...