Еще одна экранизация монументального произведения Кайдзан Накадзато, снятая признанным мастером японского кинематографа Тому Утидой еще до появления трилогии Кэндзи Мисуми "Перевал великого Будды" и Кихати Окамото "Меч судьбы". В этот раз роль самурая Цукуэ Рёноскэ, одержимого постижением сути меча и ради этого устилающего свой жизненный путь трупами всех, мешающих поставленной цели, исполнил именитый актер Тиэдзо Катаока, не раз успешно снимавшийся у Утиды. Если Райдзо Итикава у Мисуми выделялся отчужденной холодностью и фактруностью своего героя, а Тацуя Накадаи в фильме Окамото достоверно продемонстрировал мечущуюся натуру, доходящую до безумия, то Катаока весьма органично изображает постепенную трансформацию характера персонажа, умело перенося на экран внутреннюю концентрацию зла и жестокости. Кроме того, в этом фильме выделяется фигура главного противника Рёноскэ, невнятно прописанная у других режиссёров - самурая Уцуги Хёмы, роль которого сыграл молодой Кинноскэ Накамура.Завершающий трилогию фильм, в котором состоится последняя встреча Рёноскэ и Хёмы. В фильме есть примечательная сцена боя главного героя с убийцами, подосланными князем Камио Сюдзэном, аналогов которой у Мисуми не было, снятая отъезжающей камерой без монтажа.Подводя некий итог, я лично считаю, что трилогия Утиды носит целостный характер и обладает большей логичностью в сюжетных связках, чем у Мисуми, который ради эффектности сцен часто пропускал важные для повествования детали. А вообще, высказывания своих мнений о достоинствах и недостатках разных экранизаций приветствуются.
Подробнее