«Русская опера» итальянского композитора Умберто Джордано, одного из пророков оперного веризма. За возможность сочинить музыку на сюжет одноимённой драмы Викторьена Сарду (автора «Тоски»; опера Пуччини на её сюжет появится всего лишь двумя годами позже, в 1900 году, и не без влияния «Федоры») Джордано бился годами, не в состоянии принять условия драматурга, запросившего слишком большой гонорар (история с «Тоской» аналогична). Наконец, благодаря вмешательству издателя Рикорди, проект мог быть осуществлён и «Федора» (либретто Артуро Колаутти, автора «Адриенны Лекуврёр» для Чилеа) была представлена на сцене «Театра Лирико» в Милане 17 ноября 1898 года. «Тоска» и «Федора», невзирая на различие эпох и стран, удивительно похожи: в центре сильная, страстная, импульсивная женщина, факт предательства, хотя и по разным мотивам (Тоска выдаёт Анджелотти, не в силах терпеть страданий возлюбленного; Федора выдаёт Лориса полиции, зная, что он убийца её жениха), умеренное присутствие политики (в «Тоске» речь идёт о битве при Маренго, в «Федоре» - о движении нигилистов и о покушении на жизнь царя), финальное самоубийство героини. Видно, преувеличенный характер драматургии Сарду идеально отвечал потребностям веризма в исторических костюмах. Для сценического успеха эта партитура имеет не меньше оснований, чем другие веристские хиты. Главный недостаток этой оперы для российского зрителя - несколько непривычные имена героев: Федора Ромазофф, граф Лорис Ипанофф. Несмотря на интересную, а местами гениальную музыку, мы вряд ли увидим «Федору» на русской сцене: выговаривать эту несуразицу с серьёзным выражением лица вряд ли получится, и опера имеет все основания стать горячей темой для фельетонов. Успех же этой постановки на сцене «Метрополитен» обеспечили, прежде всего, две крупные артистические личности: Пласидо Доминго и Мирелла Френи.
Подробнее