51-летний чиновник таможни и "художник по воскресеньям" после смерти жены выходит в отставку, желая заняться исключительно живописью. Недавно открытый Салон Независимых – реальный шанс выставить отвергнутые официальными салонами картины. Здесь, без отборочных комитетов, любой может развесить свои работы – что самоучка Руссо почти ежегодно будет делать до конца жизни. Совершенно не обращая внимания на гомерический хохот посетителей. Казалось бы не обращая... Хотя, так ли был простодушен и наивен и не от мира сего"Таможенник Руссо", осталось загадкой. Похоже судья, приговоривший его к реальному сроку (пусть отложенному), не поверил в неслыханную, на грани кретинизма простоту художника. Так что возможно, главной целью любимец (или любимый шут?) парижской богемы было никогда и никому не показывать, насколько он проницателен и умен. Одним из великих живописцев эпохи он называл себя от большого ума? Вопрос; ведь он и Пикасо причислил равным себе. И все же... Порой он озадачивал знакомых. Дал неожиданным отпор уже знаменитому художнику, гению язвительности Дега. Процедившему как-то при встрече: «Видел я вашу живопись…» - что-то не сразу нашедшего словцо покрепче. Руссо вдруг ответил: «А где выставляетесь вы, мсье Дега?» Расселл передает двойственность Руссо балансированием между трагическим и комическим – иногда на грани фарса, как сцены с участием драматурга и поэта Альфреда Жарри. Фильм высмеивает казалось бы всех и вся – но только не самого художника Анри Руссо. Не слишком искренни в своем признании Руссо были Жарри, Аполлинер и позже Пикассо, так что безусловного признания он был удостоен лишь кубистами и сюрреалистами, спустя годы после смерти Таможенника объявивших его предтечей их новаторских стилей.
Подробнее