Два режиссера подходят к памятнику, изображающему доктора Хосе Рисаля. Великого филиппинского писателя XIX века, «гордость малайской расы», национального героя и мученика с чьим именем связано освобождения архипелага после 300-летнего испанского владычества. «Какой высокий паренек! А ведь на самом деле он был 160 сантиметров ростом» – говорит один из режиссеров. «Маленький да удаленький» – отвечает другой. С этого начинаются временами шутливые, временами сосредоточенные поиски материалов для фильма о Рисале, вскоре перерастающие в целое детективно-историческое расследование. Расследование того «как становятся национальными героями». Расследование обстоятельств казни Рисаля в 1896 году. И тогда все плавно смешивается – колониальная жизнь конца XIX столетия и постколониальной начала XXI-го, трагедия и фарс, прошлое и настоящее, а режиссеры лично встречаются и спорят с героями своего фильма.«Это фильм про Рисаля о невозможности сделать фильм про Рисаля; вкратце – это не фильм про Рисаля. Многослойная, тщательно продуманная, щедрая на аллюзии: эта картина демонстрирует не просто все наши знания о филиппинской истории и национальном герое, но и все (обширнейшие) познания Майка де Леона в кинематографе и создании фильмов.Кульминация срабатывает как бомба замедленного действия: вы можете обнаружить себя смеющимся через несколько часов после просмотра фильма (или несколько дней), или радостно раздумывающим над ним. Или же вам будет совсем не до смеху – у каждого своя реакция на этот фильм» (
Подробнее